Попавший в больницу после аварии водитель, забинтованный с
головы до ног, спрашивает врача:
- Скажите мне всю правду, доктор, как бы она ни была
горька... Моя машина сильно
пострадала?
Текст: Анна Хитрик
Выбивать из страховой компании деньги за поврежденный в
аварии автомобиль - это как пройти семь кругов ада. Во-первых, эксперты
страховой компании размер компенсации за причиненный вам ущерб насчитают по
минимуму, во-вторых, еще и убедят вас в том, что поврежденные детали больше не
стоят. А за право получить выплаты, соответствующие реальной стоимости разбитых
запчастей, в большинстве случаев придется судиться.
Проблема кроется в том, что сегодня не существует единого
документа, в котором прописаны стандарты для расчета стоимости повреждений. И
страховые компании этим умело пользуются.
Методик, ориентируясь на которые страховщики рассчитывают размер
ущерба, несколько. И страховые компании, как правило, пользуются самой выгодной
для них - той, где детали стоят дешевле, а коэффициент износа автомобиля
больше. Конечно, автовладельцы возмущаются. Что делать, если новая фара для
Range Rover стоит больше 30 тысяч рублей, к тому же несколько тысяч надо отдать
за работу, а страховщик при этом больше 20 тысяч рублей платить не хочет? Выход
- независимая экспертиза. Здесь используют другую методику для расчета ущерба,
более выгодную для автовладельца. В итоге - судебные разбирательства. Поданным
Российского союза автостраховщиков, в год происходит около 600 тысяч судов по
спорам о сумме выплат.
Положить конец этому призван новый документ, устанавливающий
единую методику для расчета ущерба. Такой документ уже разработан Российским
союзом автостраховщиков.
В данном документе есть несколько важных изменений.
Например, в новых формулах нет коэффициента, зависящего от страны происхождения
автомобиля. Его посчитали ненужным. Также реальный возраст автомобиля не будет
иметь значения. Возрастом машины будет считаться количество полных лет с
момента начала ее эксплуатации. Как говорится, пустячок, а приятно. Но как бы
ни бились правозащитники, учет износа деталей все же был сохранен. И зависит он
от пробега и возраста.
Надо отметить, что не на все детали автомобиля начисляется
коэффициент износа. Так, он не начисляется на оптику, элементы тормозной
системы и рулевого управления, подушки и ремни безопасности. В общем, на все
детали, от которых зависит безопасность водителя и пассажиров.
Помимо общих коэффициентов износа будет еще один - так
называемый индивидуальный. Он будет начисляться в том случае, если какая-то
деталь заметно более изношена, чем положено в соответствии с возрастом и
пробегом. Например, если у годовалого автомобиля после ремонта крыло оказалось
с тремя слоями шпатлевки, то начисляется дополнительный коэффициент.
Больше всего автовладельцев интересует, откуда эксперты пред
олагают брать данные о стоимости запчастей на конкретный автомобиль и оплате
часа работы автослесаря? Ведь именно эти суммы являются определяющими при
страховых выплатах. Оказывается, в дополнение к единой методике планируется
разработать специальный справочник. В нем и будут прописаны цены на каждую деталь
автомобиля. По самым скромным подсчетам этот справочник должен иметь более 80
млн позиций. А учитывая тот факт, что цены в нашей стране далеко не стабильны,
было решено данный справочник обновлять не реже чем раз в полгода.
Комментарий специалиста
Анастасия Боровицкая, юрист:
- Введение единой методики расчета ущерба, с одной стороны,
благо - судебных разбирательств должно стать меньше. Но проблема в том, что
пока неясно, выгодна ли будет данная единая методика автовладельцам. Ответ на
этот вопрос мы получим только после ее внедрения. А произойдет это событие
предположительно через несколько месяцев. В феврале планируется утвердить
методику на заседании правления PC А. А уже после этого внести на рассмотрение
в Госдуму. К слову, сейчас там обсуждаются поправки в закон об ОСАГО, и именно
в них предлагается передать полномочия по утверждению единой методики в руки
Центробанка. Еще один вопрос: будет ли возможность у автовладельцев оспаривать
насчитанный по единой методике ущерб? И, скорее всего, с принятием данного
документа стоимость полиса ОСАГО повысится.
новый закон об ОСАГО с 1 января 2017 года
ОтветитьУдалить