вторник, 18 февраля 2014 г.

Как изменятся выплаты по ОСАГО


Попавший в больницу после аварии водитель, забинтованный с головы до ног, спрашивает врача:

- Скажите мне всю правду, доктор, как бы она ни была горька... Моя машина сильно
пострадала?

Текст: Анна Хитрик

Выбивать из страховой компании деньги за поврежденный в аварии автомобиль - это как пройти семь кругов ада. Во-первых, эксперты страховой компании размер компенсации за причиненный вам ущерб насчитают по минимуму, во-вторых, еще и убедят вас в том, что поврежденные детали больше не стоят. А за право получить выплаты, соответствующие реальной стоимости разбитых запчастей, в большинстве случаев придется судиться.

Проблема кроется в том, что сегодня не существует единого документа, в котором прописаны стандарты для расчета стоимости повреждений. И страховые компании этим умело пользуются.


Методик, ориентируясь на которые страховщики рассчитывают размер ущерба, несколько. И страховые компании, как правило, пользуются самой выгодной для них - той, где детали стоят дешевле, а коэффициент износа автомобиля больше. Конечно, автовладельцы возмущаются. Что делать, если новая фара для Range Rover стоит больше 30 тысяч рублей, к тому же несколько тысяч надо отдать за работу, а страховщик при этом больше 20 тысяч рублей платить не хочет? Выход - независимая экспертиза. Здесь используют другую методику для расчета ущерба, более выгодную для автовладельца. В итоге - судебные разбирательства. Поданным Российского союза автостраховщиков, в год происходит около 600 тысяч судов по спорам о сумме выплат.

Положить конец этому призван новый документ, устанавливающий единую методику для расчета ущерба. Такой документ уже разработан Российским союзом автостраховщиков.
В данном документе есть несколько важных изменений. Например, в новых формулах нет коэффициента, зависящего от страны происхождения автомобиля. Его посчитали ненужным. Также реальный возраст автомобиля не будет иметь значения. Возрастом машины будет считаться количество полных лет с момента начала ее эксплуатации. Как говорится, пустячок, а приятно. Но как бы ни бились правозащитники, учет износа деталей все же был сохранен. И зависит он от пробега и возраста.

Надо отметить, что не на все детали автомобиля начисляется коэффициент износа. Так, он не начисляется на оптику, элементы тормозной системы и рулевого управления, подушки и ремни безопасности. В общем, на все детали, от которых зависит безопасность водителя и пассажиров.

Помимо общих коэффициентов износа будет еще один - так называемый индивидуальный. Он будет начисляться в том случае, если какая-то деталь заметно более изношена, чем положено в соответствии с возрастом и пробегом. Например, если у годовалого автомобиля после ремонта крыло оказалось с тремя слоями шпатлевки, то начисляется дополнительный коэффициент.
Больше всего автовладельцев интересует, откуда эксперты пред олагают брать данные о стоимости запчастей на конкретный автомобиль и оплате часа работы автослесаря? Ведь именно эти суммы являются определяющими при страховых выплатах. Оказывается, в дополнение к единой методике планируется разработать специальный справочник. В нем и будут прописаны цены на каждую деталь автомобиля. По самым скромным подсчетам этот справочник должен иметь более 80 млн позиций. А учитывая тот факт, что цены в нашей стране далеко не стабильны, было решено данный справочник обновлять не реже чем раз в полгода.

Комментарий специалиста

Анастасия Боровицкая, юрист:


- Введение единой методики расчета ущерба, с одной стороны, благо - судебных разбирательств должно стать меньше. Но проблема в том, что пока неясно, выгодна ли будет данная единая методика автовладельцам. Ответ на этот вопрос мы получим только после ее внедрения. А произойдет это событие предположительно через несколько месяцев. В феврале планируется утвердить методику на заседании правления PC А. А уже после этого внести на рассмотрение в Госдуму. К слову, сейчас там обсуждаются поправки в закон об ОСАГО, и именно в них предлагается передать полномочия по утверждению единой методики в руки Центробанка. Еще один вопрос: будет ли возможность у автовладельцев оспаривать насчитанный по единой методике ущерб? И, скорее всего, с принятием данного документа стоимость полиса ОСАГО повысится.

1 комментарий: