понедельник, 28 января 2013 г.

Чем посыпают дороги зимой?



Едет грузовик, его останавливает сотрудник ДПС:
- Слышь, мужик, ты что, дурак? Я тебя третий раз останавливаю и третий раз говорю: у тебя из кузова сыпется что-то!
- Слышь, ты меня хоть восьмой раз останови, я тебе скажу: зима! Гололед! Скользко! Дорогу песком посыпаю!

Вы знаете, почему зимой сильно ржавеют автомобили, портится обувь и страдает экология? Виной всему – соль и реагенты, которыми посыпают наши дороги.
Коммунальные службы крупных городов, не говоря о таких маленьких, как Сергиев Посад, не в состоянии оперативно устранять последствия сильных снегопадов. Да и каждый раз чистить дороги обойдется гораздо дороже использования всяких разных реагентов.
Основной противогололедный материал, который используется на дорогах – это смесь технической соли (NaCl - хлорид натрия) и песка. В зависимости от того, какая температура за окном, варьируются пропорции: чем холоднее, тем меньше песка и больше соли присутствует в «дорожном коктейле».
В Москве, например, куда многие из нас ездят по делам и на работу, применяются более современные противогололедные технологии. Вместе с хлоридами используются формиаты – соли муравьиной кислоты. Они не так опасны в смысле коррозии автомобилей и разлагаются естественным путем. Формиаты добавляются к по-прежнему вредным хлоридам в небольших дозах.


Валентина Жарова, кандидат химических наук:
- Реагенты используются в количестве, необходимом для плавления 15-19% выпадающего снега. Меньше нельзя - получится наледь, а больше не нужно - остальное можно убрать машинами. Для снижения температуры плавления и превращения твердого льда в жидкую воду можно использовать любые растворимые соли. Самая дешевая из них - обычная поваренная, хлорид натрия, поэтому ею в основном и посыпают наши дороги. Попытки заменить хлорид натрия хлоридом кальция привели к плачевным результатам - эта соль гигроскопична, и все улицы и автомобили покрылись грязной и маслянистой жижей. Были попытки применить соли органических кислот (ацетат натрия). Но при гидролизе этой соли образовалась уксусная кислота со специфическим запахом.

Но самый главный вопрос в использовании реагентов – насколько они безопасны для человека и окружающей среды.

Евгений, активист экологической организации:
- Активное использование соли, которой посыпают дороги зимой, приводит к загрязнению водоемов и снижению плодородности и засаливанию почв, образованию техногенных солончаков на месте современных городов. А чрезмерное использование песков провоцирует песчаные бури в городах с частыми ветрами, что особенно больно бьет по людям с астматическими заболеваниями, не говоря уже об ущербе ливневым канализациям и фасадам зданий. Смесь хлорида натрия с песком менее опасна для экологии. Но применять эту смесь нужно аккуратно, соблюдая все пропорции и не допуская попадания на газоны, где соль действительно убивает растительность.

Кроме того, в течение нескольких недель дорожная разметка стирается песком с городских дорог. Но, как обычно бывает, на более современные противогололедные материалы выделяемых дорожникам средств не хватает.
Не секрет, что повышенная концентрация соли также разъедает обувь. Сами по себе реагенты бесцветны. Используемые соли прозрачны только в виде раствора. Сухие же соли, а именно они появляются на обуви характерными белыми «разводами» после ее высыхания, имеют белый цвет. И чем тоньше кожа, из которой сделаны ваши сапоги, тем больше вероятность, что эту зиму они не переживут. Считается, что обувь от воздействия дорожных смесей хорошо защищает крем, но на практике всё не так радужно: дешевая соль оказывается сильнее даже самых дорогих средств ухода. Но справедливости ради, надо отметить, что большую часть белесого налета на обуви вызывают все-таки не разбрасываемые на улицах соли, а технологическая соль из самой кожи обуви. Это можно легко проверить. Попробуйте пройтись по заснеженному лесу, где никто никакой соли не сыплет. На ботинках всё равно появится белесый налет.
Еще хуже дело обстоит с автомобилями. Реагенты без сожаления разъедают кузов. Попадая на стекла и кузов автомобилей, хлорид натрия делает свое черное дело. Кальций менее коррозионно-активен, чем натрий, но все равно негативно воздействует на металл и резину. Конечно, в некоторые противогололедные реагенты добавляются соединения, уменьшающие их коррозийное действие (например, фосфаты, которые сдерживают процесс разрушения), но они слабо помогают.

Анатолий, автовладелец:
- Отмыть эту гадость крайне трудно, порой невозможно. Летом легковушку мыл за 10 минут, а зимой приходится драить полчаса. Если реагенты впитались глубоко, их не отмыть. Приходится делать абразивную полировку кузова, которая мало того что стоит несколько тысяч рублей, так еще серьезно повреждает автомобильный лак. Особенно страдают от нее «японки», у которых очень тонкий слой краски. Портится от реагентов и хром, который покрывается темными масляными пятнами. Единственный способ спастись – регулярно делать защитную полировку автомобиля, что стоит 1000-2500 рублей.

Лед на дорогах - это болезнь, которую легче и дешевле предупредить, чем потом лечить. Так поступают в Америке и Европе, где дорожники регулярно экспериментируют с реагентами, чтобы не дать выпавшему снегу превратиться в лед и прилипнуть к дорожному покрытию. У нас же дороги как посыпали, так и будут посыпать песчано-соляной смесью. Как говорится, дешево и сердито. А то, что от этой смеси страдают обувь пешеходов и автомобили, так это только их проблемы.

1 комментарий:

  1. А вот как посыпают дороги в Москве:
    https://www.youtube.com/watch?v=b9-BNnTFyoc

    ОтветитьУдалить